Saipa. Гигант национального масштаба

История марки

Готовы поспорить, 99% читателей InfoCar.ua, как и украинских автомобилистов в целом, название компании Saipa поставит в откровенный тупик. И даже те, кто что-то когда-то о ней слышал, не знают ничего кроме того, что это иранский производитель автомобилей. И это при том, что Saipa уже несколько лет представлена в нашей стране. Правда, очень скромно, всего с одной моделью и мизерным уровнем продаж. Причин на то несколько, и одна из них как раз в неосведомленности потенциальных покупателей. Мы решили немного помочь представительству Saipa в Украине и вкратце рассказать о том, что это за компания, чем она занимается и какие автомобили производит.

Корпорация Saipa является одним из самых серьезных игроков на Среднем Востоке

Saipa, название которой расшифровывается как Societe Anonyme Iranienne de Production Automobile, была создана по обоюдному желанию иранцев и французов. Первые хотели организовать у себя в стране хоть какое-то автомобильное производство, а вторым, в лице Citroen, нужно было максимально удешевить свою продукцию для Ирана, поскольку большого желания у жителей бедной страны покупать машины по европейским ценам естественно не было. Так в 1967 году все и началось. 75% акций Saipa, при этом, принадлежало Ирану.

Citroen Dyane - первый автомобиль компании Saipa

Первое время Saipa собирала микроавтомобильчик Citroen Dyane с двухцилиндровым двигателем, построенный на базе легендарного 2CV. В Иране он продавался под именем Jyane или Jian. Затем стартовала сборка той же модели, но в виде фургончика и пикапа, а также багги Baby-Brousse — почти аналогичного Citroen Mehari, но с металлическим кузовом. Причем, производили его с 1970 по 1979 год, то есть достаточно долго, что говорило о его популярности в Иране.

Впрочем, партнерские отношения Saipa смогла выстроить не только с Citroen, но и с другим французским брендом — Renault. Уже в 1977 году компания начала собирать по лицензии Renault 5, а после и Renault 21. Вполне логично предположить, что Citroen сотрудничество Saipa с прямыми конкурентами оказалось не по душе, и в 1980 году пути двух компаний разошлись, чему иранцы, конечно, не обрадовались, но и не сильно расстроились, поскольку уже через несколько лет свое желание закрепиться на местном рынке выразили японцы из Nissan. Так в 1985 году на мощностях Saipa началась сборка пикапа Z24, построенного на базе Nissan Junior. Сначала автомобиль оснащали 2-литровым двигателем, а потом и 2,4-литровым.

Пикапы Saipa Z24 собранные на заводе Zamyad

Saipa росла и крепла. Крепла настолько, что уже могла позволить себе серьезно расширять бизнес и поглощать компании поменьше. Благо, они в Иране были. Первым, в 1998 году, в состав будущей крупнейшей в стране автомобильной корпорации вошел тегеранский производитель коммерческой техники Zamyad. Ему, кстати, потом и перепоручили выпуск пикапа Z24. Saipa к тому времени успела построить и новый завод, и получить международные сертификаты, и запустить сборку хэтчбека и седана Kia Pride, продавая их на внутреннем рынке под именами Nasim и Saba соответственно.

Вообще период с 1998 по 2000 год стал ключевым в истории Saipa. Именно тогда, после поглощения Zamyad, компания приобрела Iran Kaveh — производителя грузовиков и прицепов, переименовав его в Saipa Diesel, а также контрольный пакет акций Pars Khodro — первого иранского производителя автомобилей класса SUV. Это позволило корпорации охватить 30% всего иранского рынка, нарастить мощности до производства по тысяче автомобилей в день и выйти на внешние рынки, начав поставки машин в Венесуэлу, Сирию, Ирак и другие страны. Кроме того, возобновилось сотрудничество с Citroen и укреплялись отношения с Renault и Kia. С конвейера предприятий Saipa сходили и сходит Citroen Xantia, Citroen C5, Kia Rio, Renault Logan и так далее.

Современная продукция Saipa Diesel Company

Но что еще более важно, Saipa начала развивать линейку собственных автомобилей, хотя назвать их таковыми сложно, поскольку все они, так или иначе, базируются на старенькой платформе Kia, которую сами корейцы позаимствовали у Ford. Однако подавляющее большинство деталей Saipa не покупает на стороне, а производит самостоятельно, пусть даже по чужим чертежам.

Первенцем Saipa в роли производителя собственных автомобилей в 2000 году стал минивэн 701 Caravan. Затем компания поставила на конвейер модель Saipa 141, являвшуюся ничем иным, как Kia Pride, но в кузове лифтбэк. Не многим от нее с технической точки зрения отличались и последующие автомобили — Saipa 132, Saipa 131 и Saipa 111. Все они имели схожий дизайн, одинаковую ходовую часть и аналогичные комплектации. И, конечно же, одинаковый силовой агрегат — 1,3-литровый бензиновый с рядным расположением четырех цилиндров, на каждый из которых приходится по два клапана. Мощность такого мотора равна 63 л. с., а максимальный крутящий момент — 103 Нм. Этого, откровенно говоря, маловато по современным меркам, даже с учетом того, что все вышеперечисленные автомобили отличаются малым весом, не превышающим в снаряженном состоянии тонны.

Заметный шаг вперед Saipa сделала в декабре 2008 года, представив седан Miniator, позже переименованный в Tiba. Именно он и продается сейчас в Украине. Несмотря на то, что переднеприводная платформа Tiba по-прежнему уходит корнями к Ford Festiva и Kia Pride, иранские инженеры, насколько смогли, поработали над ее модернизацией, хотя принципиально ничего менять не стали, оставив в передней подвеске стойки McPherson, а сзади — торсионную балку. А если учесть, что в производстве автомобиля занято 122 местных предприятия, да и дизайном Tiba в силу своих возможностей занимались специалисты Saipa, то его с полной уверенногстью можно назвать иранским. Во всяком случае, он куда более иранский, чем ЗАЗ Lanos — украинский.

Флагманская модель Saipa - Tiba

Кстати, Saipa улучшила ситуацию и с двигателем, оснастив Tiba не 1,3-литровым агрегатом, а более мощной 1,5-литровой «четверкой», выдающей 80 л. с. и 128 Нм. Расход топлива, при этом, остался на уровне прежних 7 литров. Не гигантский, но все же прогресс!

Думается, после всего вышесказанного никого не удивит информация о том, что корпорация Saipa на сегодняшний день является крупнейшим игроком на внутреннем иранском рынке и одним из самых серьезных на Среднем Востоке. Мечтает Saipa в ближайшем будущем покорить и рынок стран СНГ, в том числе украинский, где также достаточно высока потребность в бюджетных автомобилях. Вот только делают это иранцы как-то вяло, без малейшего энтузиазма. Впрочем, даже при наличии оного покорить украинского автолюбителя будет очень и очень непросто, поскольку конкуренция в бюджетном сегменте у нас высока. Рынок насыщен дешевой китайской продукцией, о низком качестве которой уже ходят легенды, но даже при этом предпочтение наверняка будет отдано ей, а не тому, что чем автомобилисты не знают вообще ничего. Поэтому единственный шанс Saipa — хоть как-то заявлять о себе. Иначе иранский автогигант национального масштаба так и останется для нас темной лошадкой, постеснявшейся выйти на дорожку ипподрома, чтобы ввязаться в борьбу с соперниками.

01 апреля 2013 года. Артем Киселев, специально для InfoCar.ua

Источник: Saipa.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Вход | Регистрация

БуЛЬбулятор  

У нас в Донецке их продают вместе с BYD заходил смотрел еще в начале года довольно не плохо собрана места как в ланосе но багажник побольше. стоит около 73000 грн со всей хренью кондер эл. стекла и тд. В живую выглядет лучше чем на фото.

ОТВЕТИТЬ  
ДСВ  

Передняя часть Тибы все еще напоминает "легендарный 2СV"

ОТВЕТИТЬ  
бродяга  

Если бы они, по этой цене, стали поставлять пикапы, которые на снимке, особенно тот, что посередине - разлетались бы как горячие пирожки. Да еще бы дизелек и полноприводной, да АКПП. А то у нас, что не дизель, так МКП. Во всем мире, уже давно от них отказываются, но Украина идет своим путем.

ОТВЕТИТЬ  
саня  

могут быть конкурентами ВАЗу и ЗАЗу

ОТВЕТИТЬ  
Іван5  

в Ірані погані дороги - це плюс, але там немає зими - це мінус. А взаглі саманд вже пропонували, думаю результат буде аналогічний.

ОТВЕТИТЬ  
Георгий  

Я не риску такое барть! Уж лучше росийское или украинское с толковым и дешевым сервисом, а то жди потом запчастей, пока они будут за нефть воевать.

ОТВЕТИТЬ  
Гость  

Иранский ВАЗ. Та же дата основания, та же история - клепание устаревших моделей европейских производителей второго эшелона. Так же были подобраны Рено-Ниссан на грани банкротства. Прямо один в один история Автоваза. А вообще, не верю я, что иранцы могут собрать нормальный автомобиль, трудовая дисциплина у них еще хуже, чем у совковых работяг.

ОТВЕТИТЬ  
Гость  

взял такое авто не нарадуюсь

ОТВЕТИТЬ  
анатолий  

печка как 2х киловатный фен включеный не всю катушку

ОТВЕТИТЬ  
tesla  

u nas v baku mnoqie kupili takuyu masinu. Ya paru raz sprasival o ney ne kto ese ne jalivalsa. Odin vobse klalsa cto proexal 60km za 1man-1dollar+20cent

ОТВЕТИТЬ  
камиль  

ааа взял, пикап з24 боююююююююсь. 2007 года, пробег 21 тыс. рискнул. теперь попробую!

ОТВЕТИТЬ  
Гость  

Kак аткрит код магнитафона саипы тиба

ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация